ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
(organizational culture) — специфический вид норм, ценностей, убеждений и манер поведения, характеризующих способ сотрудничества групп и индивидуумов в рамках организаций. Организационная культура привлекла пристальный интерес британских и американских школ менеджмента в 1980-е гг. в результате трех главных факторов: (а) необходимости противостояния японской конкуренции; (б) заинтересованности в экономическом выздоровлении промышленности; (в) очевидной неудачи прежних попыток, основанных на альтернативных формах организационного проекта, например, матричной структуре. См. также Организация. Это занятие носило преимущественно предписательный характер, проявившийся в работах американских авторов Дила и Кеннеди (1982), английского автора Хэнди (1984). В настоящее время ту же позицию занимает Петтигрю (1973), хотя уместны и исследования Моргана (1986). Последние ученые указывают на роль власти и управления менеджеров в формировании организационной культуры. Анализ Дила и Кеннеди (1982) является предписательным по намерению и посвящен выявлению специфических обрядов и ритуалов жизни корпораций, то есть корпоративной культуре. По их мнению, деловые успехи опираются на так называемую "устойчивую культуру". Удачливые корпорации "пускают в обращение ценности и убеждения, а не только товары". Авторы полагают, что организационная культура  обладает пятью элементами: деловой окружающей средой; ценностями; героями; ритуалами и культурной сетью (то есть неформальными коммуникациями). Этой модели принадлежит заслуга в определении видов измерений организационной культуры, главное ограничение которой состоит в ее особом роде, если организация желает преуспевать. Подобный вывод вытекает из готовности делать сверхобобщения из исследования выборки мощных корпораций и менее применим к организациям, работающим на различных рынках, с иными технологиями и использующими меньше высококвалифицированных сотрудников (см. Теория случайности). Хэнди (1985) предлагает более сложную модель, проводя различие между разными культурными формами и организационными типами на основе более ранней модели, призванной разграничивать организационные идеологии. Представление Хэнди в целом сходно со взглядами Дила и Кеннеди (1982), у которых организационная культура "годами закладывалась и строилась господствующими группами организации". Он, однако, выделяет четыре главных ее типа, а не только "сильную" и "слабую". Его схема включает властную, ролевую, задаваемую и личностную культуры как жизнеспособные альтернативы, каждая из которых может быть эффективной в соответствующем контексте (1985). Согласно Петтигрю, данное связано также с языком, идеологией и убеждениями, равно как и с господствующими символами, ритуалами и мифами действующих компаний. Кроме того, это — часть более широкой политической и культурной системы, в которой ценности и интересы часто служат предметом переговоров и торгов. Следовательно, организационная культура не является ни гомогенной, ни полностью построенной высшим руководством. Для социологически обоснованного анализа необходимо учесть интерпретативную социологию и особенно деятельный подход  (Беррел и Морган, 1979; Силверман, 1970).


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА" в других словарях:

  • Организационная культура — Совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Содержание 1 Другие определения 2 …   Википедия

  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА — система ценностей и норм, которые разделяются сотрудниками социальной организации и определяют их организационное поведение . По мнению социального психолога К. Левина , поведение индивида (П) представляет собой функцию взаимодействия его… …   Социология: Энциклопедия

  • организационная культура — 2.25 организационная культура (Organizational Culture): Система восприятия, мышления и чувствования, осваиваемая совместно сотрудниками предприятия и передаваемая ими друг другу. Источник: ГОСТ Р 53894 2010: Менеджмент знаний. Термины и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА — 1) ценности, поведенческие нормы, характерные для данной организации и позволяющие судить о типичном для членов данной организации подходе к решению проблем; проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях,… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Культура организационная —   присущая организации система норм управленческого и социального поведения, ценностей, установок, социально психологических традиций, символов, ритуалов, мифов, норм общения между работниками. Организационная культура обеспечивает идентификацию… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • КУЛЬТУРА — (CULTURE) В последние два десятилетия понятие культуры вызывает все больший интерес. К сожалению, оно используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах.  (1) Культура как противоположность биологического. Антропологи… …   Социологический словарь

  • КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — (enterprise culture) набор ценностей, символов и практических действий, включающих следующие обязательства: создание прибыли, владение предприятием, разработка новшеств, обладание инициативой, уверенностью в себе, творческим потенциалом и… …   Большой толковый социологический словарь

  • Организационная диагностика — Организационная диагностика  это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи …   Википедия

  • Органическая организационная культура — Характеристика органической организационной культуры организация направляется согласием с общей идеей проблемы решаются на основе исходного согласия с целями и задачами лидерство основывается на разделяемых взглядов о направлении общего движения… …   Википедия

  • Культура психологическая — рассматривается как составная часть системной культуры человека, характеризуется многослойностью: обыденное психол. знание и психол. практики, психол. профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее науч. обоснование, психотехники,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»